Стартапы в Южной Корее

 

 

Южная Корея стремительно преодолела полувековой путь от безденежья и потребности во внешнем финансировании к процветанию и благополучию. За те почти семьдесят лет, что Южная Корея как отдельное государство существует на политической карте мире, страна повернула свой курс развития на 180 градусов.

В первые же годы существования страны был взят курс на строгую экономию ресурсов и использование ультрасовременных технологий. Благодаря реформам Пак Чон Хи экономика страны трансформировалась из отсталой аграрной в передовую индустриальную, проверив на перспективность и сельское хозяйство, и тяжелую промышленность.

В конце 90-х, отказавшись от системы «пятилеток», правительство страны задумалось о привлечении иностранного капитала и создании более привлекательного инвестиционного климата. Принятый в 1998 году закон «О поощрении иностранных инвестиций» немало этому способствовал: налоговые льготы, гранты и поддержка со стороны государства должны были стать хорошей мотивацией для зарубежных инвесторов.

Южная Корея не просчиталась – к концу нулевых объем иностранных капиталовложений увеличился до $89 млрд. Эта тенденция сохраняется и сейчас, тем более что вкладываются не только иностранные деньги, но и интеллектуальная собственность.

Дорогу молодым

Пришедшая к власти в 2013 году Пак Кын Хе запустила масштабный проект стоимостью в несколько миллионов долларов, цель которого – создать комфортную среду для основания и развития малого бизнеса.

Стартапы в Корее

В то время, как уровень незанятой молодежи слишком высок, а экономика страны сильно зависит от транспортных (Hyundai) и мобильных (Samsung, LG) корпораций-гигантов, «творческая экономика» госпожи Пак Кын Хе призвана создать уникальную экосистему для стартапов. При благоприятных условиях именно стартап-проекты могут вырасти в заметных игроков не только корейской, но и мировой экономики и дать рабочие места, а главное – пример успешного предпринимательства молодым и талантливым специалистам. Более того, у новой власти далеко идущие планы – видеть Южную Корею в числе топ-7 стран по акселерационным программам для стартапов.

Новое правительство быстро перешло от слов к делу: привлечение крупных компаний, создание хабов по всей стране, образовательные поездки по миру и центры занятости для начинающих предпринимателей. В 2015 году государство выделило $12,6 млрд на поддержание и развитие новых бизнес-проектов и планирует увеличить этот показатель на 5,8% в текущем году.

Информационные технологии, мобильные приложения и игровой софт были и остаются популярным направлением для создания бизнеса в Южной Корее. Но, наигравшись в игры, молодые предприниматели проявляют все больший интерес к созданию новых продуктов (например, беспилотных летательных аппаратов) и разработке ноу-хау по сбережению и созданию новых источников энергии. Тем более что в этом интересы стартаперов и южнокорейского правительства совпадают – на финансирование проектов по освоению новых технологий государство готово выделять дополнительные средства.

Динамика рынка онлайн-игр в Южной Корее

Финансирование

Активно поддерживать молодые проекты правительство призывает крупные частные компании, венчурные фонды и программы-акселераторы.

STIC INVESTMENTS INC — крупная инвестиционная компания, отдающая предпочтение стартапам на средней стадии развития. Миссия STIC INVESTMENTS INC – оказывать максимальное содействие росту технологий в Корее, поэтому малые и средние компании с высоким потенциалом могут рассчитывать на получение венчурного капитала.

AJU IB INVESTMENT – деятельность фонда базируется на трех принципах: наполнение южнокорейского рынка креативными и инновационными игроками, поддержка долгосрочных партнерских отношений и содействие в увеличении объемов местного венчурного капитала. AJU IB INVESTMENT гарантирует своим подопечным не только финансовую поддержку, но и комплексный консалтинг: выработку маркетинговой стратегии, решение налоговых и юридических вопросов, помощь в продажах.

LBInvestment – венчурный фонд, работающий в Корее на протяжении пятнадцати лет. Ключевые интересы: биотехнологии и медицина, IT, а также проекты, направленные на повышение уровня коммуникаций между Кореей и Китаем.

Возможности для стартапов в Южной Корее

Наряду с хорошо себя зарекомендовавшими и присутствующими на рынке уже не один год, к программе развития «новичков» подключаются и более мелкие игроки.

Fast Track Asia – акселератор, нацеленный на поддержку не только столичных, но и провинциальных стартапов. Fast Track предпочитает не инвестировать в уже готовые проекты, а создавать их самостоятельно, отбирая талантливых предпринимателей и приглашая их на образовательные мероприятия. Молодой акселератор (на рынке с 2012 года) активно поддерживает ноу-хау во всех сферах: от доставки продуктов до крупного производства.

MakersVill Accelerator – позиционирует себя как мастерская, где стартаперы превращают идеи в реальность в короткие сроки. Предлагаются предпринимательские курсы по 3D-печати и моделированию, обучение программированию и практические модули про «интернет вещи».

Digital Entertainment Ventures предлагает финансовую и информационную поддержку, рабочее пространство, доступ к необходимым для работы ресурсам, консультации с уже состоявшимися профессионалами, бизнес-мероприятия и так далее. Сфера интересов – проекты в области медиа, рекламы, развлекательных и бизнес платформ.

Fashion Technology Accelerator – оригинальный проект для стартаперов, действующих на пересечении моды и цифровых технологий. Акселератор стремится обеспечить предпринимателей консультациями с экспертами и бренд-менеджерами известных торговых марок. FT Accelerator помогает стартаперам выйти на модный рынок с правильным позиционированием бренда и наработанной базой лояльных клиентов. Во время трехмесячного обучения предприниматели составляют индивидуальный план работы и занимаются бизнесом, проводят время с группой консультантов и встречаются с потенциальными деловыми партнерами.

Кстати, Digital Entertainment Ventures и FT Accelerator родом из США, и их деятельность одной Кореей не ограничивается.

Стартапы в Южной Корее

Американское влияние и поддержка Штатов на протяжении всего существования Южной Кореи во многом сказывается на бизнес-среде. Среди частных компаний, готовых финансировать инновационные проекты, больше всего корейско-американских – основанных американцами самостоятельно или в партнерстве с корейскими коллегами. Многие из сегодняшних корейцев, занимающих управленческие должности, – выпускники американских вузов или бывшие сотрудники американских компаний, которые переняли западный опыт, вернулись на родину и адаптировали американскую модель ведения бизнеса под национальный менталитет.

Среди таких «возвращенцев» немало и бизнес-ангелов – частных лиц, вкладывающих собственные средства в перспективный на их взгляд стартап. По сравнению с юридическими лицами и госпрограммами суммы ничтожно малы – от пяти до ста тысяч долларов, но и интересы их не всегда выражаются деньгами. А значит, у проектов, не получивших поддержку из других источников, есть шансы на минимальные инвестиции.

Налоговые льготы и правовые аспекты

Даже в самой дружественной экономической среде молодой компании сложно выжить под налоговым гнетом. Дальновидное южнокорейское правительство решило облегчить жизнь предпринимателям и наряду с созданием программ по взращиванию «молодняка» в 2013 году объявило о принятии мер по ослаблению налогового бремени и поощрении новых проектов.

Ключевая инициатива – переход финансовой структуры малого бизнеса от займов к инвестициям. И именно инвесторов ждут налоговые послабления.

Чтобы увеличить долю капиталовложений из частных компаний, нововведения в налоговой системе повышают налоговые вычеты до 50 миллионов вон (около 45 тысяч долларов). А компании, инвестирующие в стартапы с высоким риском, включая те, что моложе трех лет, получают налоговые каникулы. Ожидается, что эти меры повысят интерес к стартапам и коммерческих структур, и частных инвесторов, и размер венчурного капитала к 2017 году увеличится до 2 триллионов вон (более $1,7 млн).

Еще одним шагом к привлечению в страну иностранных предпринимателей и обладателей инновационной идеей стала визовая программа. В 2014 году была выдана первая стартап-виза гражданину США корейского происхождения, который в настоящий момент успешно управляет двумя компаниями.

Start up в Южной Корее

До этого момента иностранным предпринимателям выдавалась виза категории E-7. Но, чтобы ее получить и открыть свое дело на территории Южной Кореи, иностранец должен был предоставить рабочие места в своей фирме местному населению из расчета один к пяти. То есть на одного иностранного служащего должно было приходиться пять корейцев. Также была необходимость регулярно доказывать чиновникам, что без иностранных специалистов не обойтись.

Конечно, проекты на ранней стадии развития вряд ли имеют ресурсы (и необходимость) в найме персонала. И новая стартап-виза категории D-8 избавляет от этого условия. Но, вместе с тем, накладывает на держателя другие обязательства. В частности, обладание патентом и начальным капиталом. Правда, министерство труда, промышленности и энергии Южной Кореи обещает в ближайшие годы решить и этот вопрос. Остается надеяться, что и в этом случае активные действия не заставят себя долго ждать.

Особенности

Пробелы в визовой системе – не единственный недостаток южнокорейского экономического чуда. Среди основных сложностей стартаперы называют бюрократию и бумажную волокиту. Предпринимателям приходится заполнять кучу бумаг, отчитываясь о расходовании выделенных средств. Особенно это касается государственных денег.

Кстати, иностранцу-индивидуалу государственное финансирование недоступно. Чтобы получить помощь от правительства страны, придется работать в тандеме с корейским стартапером. Что касается частного финансирования, то здесь тоже предпочтение отдается команде, а не предпринимателю-одиночке.

Еще одна особенность госфинансирования: выделенные на развитие конкретного стартапа средства нельзя перенаправить на другой проект. Теоретически, это возможно, но придется подавать на рассмотрения новую петицию и начинать весь процесс с самого начала.

Становясь участником акселерационной программы, предприниматели должны в обязательном порядке посещать все предусмотренные мероприятия. Стартаперы также получают крупные суммы на развитие бизнеса, которые не нужно выплачивать в случае, если проект окажется успешным. Однако, если стартап не оправдает надежды, придется возвращать все гранты и пособия.

Но кажущиеся на первый взгляд неудобства не лишены здравого смысла. Инвесторы, будь то частные или государственные, заинтересованы в использовании средств по назначению и вправе отслеживать их судьбу. Организованной и слаженной команде, объединенной общей идеей, легче добиться успеха и весомых результатов, нежели в одиночку. И страна пребывания здесь вред ли играет роль. А обязательное участие во всех проводимых программой-акселератором мероприятиях может стать залогом успеха. Ведь они создаются с целью обучить, научить, познакомить и создать благоприятную среду для жизни компании.

Комфортные условия для ведения молодого и неокрепшего бизнеса стали привлекательными для основателей стартапов со всей планеты. Здесь они находят поддержку местного правительства (наравне с корейскими коллегами), развитую инфраструктуру, постоянный рост объема венчурного капитала, гибкую и эффективную грантовую систему. Словом, все, что необходимо для успешного старта.

Корпорация Marvel: история и факты.

История комиксов (как известно, английское слово comic означает «смешной») начинается в XVI–XVII вв. Впервые они появились в странах Западной Европы и представляли собой смешные истории в картинках.

В Америке же первый комикс вышел в конце XIX в. В 20-х годах XX в. журналы начинают выделять под них целые колонки. Затем комиксы становятся цветными, выходят отдельными изданиями и пользуются невероятной популярностью.

Они перестают быть смешными, комичными. Их главной темой становятся ужасы, приключения, фантастические истории, а главными героями ― супергерои, ведущие борьбу за справедливость, и антигерои, олицетворяющие зло.

Главным издателем комиксов становится американская компания DC Comics, знакомая многим по «Супермену» и «Бэтмену». Но в 1960 г. ей составила конкуренцию компания Marvel Comics, в числе наиболее известных комиксов которой ― «Человек-паук», «Железный человек», «Человек-муравей», «Капитан Америка», «Дэдпул», «Сорвиголова», «Доктор Стрэндж», «Люди Икс» и др. Комиксные истории разворачиваются в вымышленной Вселенной: Вселенной Marvel.

Со временем Marvel Comics завоюет едва ли не половину рынка производителей комиксов, а США ― славу центра индустрии комиксов.

Этапы развития Marvel Comics

Начало

Американскую компанию Marvel Comics, занимающуюся изданием комиксов, называют Домом идей. И действительно, креативных идей у ее сотрудников во все годы существования компании начиная с 1939 г. всегда было хоть отбавляй, что и позволило ей занять место в числе лучших.

Ее создателем был Мартин Гудман, издатель дешевых pulp-журналов, рассчитанных на массового читателя. Героями ее первого комикса, называвшегося Marvel Comics, были супергерой Человек-Факел и антигерой Нэмор Подводник. Сама же компания изначально носила название Timely Comics. Комикс получился настолько удачным, что спрос на него превзошел ожидания и компании не хватило собственных средств на его издание, поэтому пришлось задействовать другую компанию.

Следующий комикс «Капитан Америка», вышедший в 1941 г., оказался не менее удачным. Своим успехом он был обязан писателю Джо Саймону и художнику Джеку Кирби. Капитан Америка был патриотическим героем, участвующим в военных операциях американской армии. Изначально он представлял собой болезненного юношу, который благодаря введенной сыворотке стал суперсолдатом. Этот персонаж был особенно популярен во время Второй мировой войны.

Путь к славе

Расширившийся бизнес Гудмана требовал помощников. И одним из них стал 17-летний родственник по имени Стэн Ли, который впоследствии возглавит Marvel Comics. Стэн Ли оказался необычайно талантлив, и впереди его ждало блестящее будущее. Ныне он ― известный писатель, сценарист, продюсер, автор многих персонажей комиксов и даже актер, сыгравший эпизодические роли в фильмах, снятых по их мотивам.

В 50-е годы компания меняет свое название с Timely Comics на Atlas Comics, но ее дела уже не столь успешны, как когда-то, и новое название не помогает. В послевоенные годы интерес к супергероям падает, и темой комиксов становятся ужасы, преступления, любовные и шпионские страсти и т. п. Роль главных героев нередко играют смешные животные. Так, в 1957 г. вышел комикс «Смешная утка», и это был последний комикс, выпущенный Atlas Comics.

Первый комикс под логотипом Marvel Comics выйдет в 1961 г. Правда, это будет не один, а серия научно-фантастических комиксов под общим названием «Удивительные приключения». Замысел Гудмана основывался на том, что люди заинтересовались научной фантастикой, и фильмы на эту тематику стали пользоваться успехом. Но этот интерес еще не распространился на комиксы, поэтому сотрудники компании продолжали находиться в поисках тем и героев. Были выпущены комиксы о монстрах, побегах, комиксы для девушек, для детей, но они имели репутацию второсортных.

Компания привлекла к сотрудничеству молодых талантливых сценаристов и художников, среди которых был Стив Дитко, удачно вписавшийся в творческий коллектив.

Супегерои в реальном мире

В это же время компания-соперница DC Comics находится на пике популярности. Главные персонажи ее комиксов― те же супергерои, которые объединились в команду «Лига Справедливости». Почему бы не пойти по стопам конкурентов и не создать свою команду супергероев, подумал Мартин Гудман, и поставил перед своим творческим коллективом задачу превзойти DC Comics.

Герои комиксов DC Comics ― Бэтмен, Флэш, Супермен отличались физической мощью и не испытывали чувств, свойственных обычным людям: страха, сомнений и др.

В противовес им сотрудники Marvel Comics придумывают персонажей, которых можно назвать «супергероями в реальном мире». Они, как и люди, страдают, любят, впадают в депрессию, ссорятся, ругаются и мирятся, решают финансовые проблемы и пр. Стэн Ли и Джек Кирби наделили каждого героя своим характером, и это было впервые в истории комиксов.

Первым комиксом, где был применен новый подход к созданию персонажей, объединенных в команду, назывался «Фантастическая Четверка». Он вышел в 1961 г., и его герои Мистер Фантастик, Женщина-Невидимка, Человек-Факел и Нечто сразу же стали популярны. Читателям было внове, что герои не только спасают мир, но и конфликтуют, спорят, имеют разные точки зрения, их отношения, как у реальных людей, находятся в динамике.

Метод Marvel

Стэн Ли, который к этому времени уже был главным редактором компании, собрался было оставить свой пост, чтобы заняться чем-то более серьезным, нежели комиксы. Но оглушительный успех «Фантастической четверки» заставил его отказаться от этой мысли.

Во время работы над комиксом он и Джек Кирби выработают новый метод, который ляжет в основу работы всего издательства и станет называться методом Marvel. Его суть в том, что автор и художник работают не отдельно друг от друга, а постоянно взаимодействуют: художник делает наброски и передает их автору, тот пишет диалоги и снова отдает художнику для доработки. Они вместе обсуждают те или иные вопросы, и каждый имеет возможность внести что-то свое. Этот метод позволил ускорить темп работы над конечным продуктом и значительно повысил его качество.

Используя такой подход к работе над персонажами, в следующие два года Стэн Ли создает комиксы «Железный Человек», «Человек-Паук», «Невероятный Халк», которые вывели компанию в фавориты читателей. Компания DC Comics, не желавшая меняться в соответствии с их изменившимися предпочтениями, осталась позади.

Время Стэна Ли

В Marvel давно уже поняли, что комиксы привлекают не только детей, но и взрослых, и изменили политику, придумывая персонажи и сюжеты, интересные и взрослым. Причем у Стэна Ли хватило смелости затрагивать в комиксах злободневные социальные и политические вопросы, благодаря чему многие читатели DC Comics «перебежали» к Marvel.

Именно Стэну Ли, ставшему лицом издательства, оно во многим обязано своим успехом. Он «ввел в моду» общение с читателями с помощью газеты, сопровождавшей каждый новый выпуск. В газете он в дружеской манере рассказывал читателям о планах на будущее, новых сотрудниках, спрашивал совета и т. п., таким образом создавая у них впечатление, будто они являются частью творческого коллектива. Он завел собственную рубрику, где вел открытую переписку с фанатами, общаясь с ними «на их языке». Они выражали ему свою любовь и признание, а он получал от них уверенность в правильности выбранного пути.

Благодаря толерантности и харизматичности Стэна Ли в Marvel Comics царила дружелюбная творческая атмосфера: он ценил всех сотрудников и никогда не претендовал на эксклюзивное право быть единоличным автором персонажа, ставшего популярным. Он пользовался уважением как читателей, так и сотрудников, и стал наиболее известной личностью в индустрии комиксов.

(Кстати, обстановка в стане конкурентов ― DC Comics была противоположной, что не могло не отразиться на качестве их продукции).

Далее были комиксы «Мстители», «Люди Икс», первые выпуски «Удивительного Человека-Паука», принесшие наибольший коммерческий успех. На рынке комиксов стала господствовать Marvel Comics, продажи которой достигли 50 млн выпусков в год. Исходя из коммерческих соображений в 1968 г. Мартин Гудман продал бизнес одной из корпораций, которая объединила его под названием Magazine Management Co. Сам же Гудман остался издателем.

В 1972 г. Гудман уходит на пенсию, и его заменяет Стэн Ли. А в Marvel приходит новый главный редактор. В это время в индустрии комиксов наблюдается спад. Главной темой комиксов снова становятся ужасы, фантастика, криминал, сатира. Но новые герои комиксов Marvel приобретают не меньшую популярность, чем старые. «Конан-Варвар», «Рыжая Соня», «Утка Говард», «Гробница Дракулы», «Космическая Одиссея», «Звездный путь» ―популярные комиксы 70-х годов 20 века.

В 1973 г. Magazine Management Co переименовывают в Marvel Comics Group, но продажи стали падать. Поднять их снова удалось благодаря открытию сети магазинов комиксов, ранее распространявшихся лишь через газетные киоски.

В 70-е же годы Marvel выходит на телевидение, представляя мультисериалы со своими героями, в частности Человеком-Пауком, зеленым монстром Халком.

Время Джима Шутера

Новым редактором Marvel в 1978 г. становится Джим Шутер, который будет занимать эту должность в течение следующих 9-ти лет. Под его руководством работа издательства существенно улучшится. Панибратское поведение Стэна Ли и продолжительная слава несколько расслабили сотрудников, они стали неорганизованными и начали нарушать сроки выпусков. Кроме того, Джим Шутер обладал нюхом на таланты: он переманил к себе талантливого автора Фрэнка Миллера, который вскоре станет звездой Marvel.

Джиму Шутеру удастся поднять продажи благодаря еще одному революционному методу, предусматривавшему создание комиксов-кроссоверов: переплетение сюжетов в кроссоверах заставляло читателей скупать все выпуски комиксов. Таковыми были, например, «Турнир чемпионов» и «Секретные войны».

Период, когда редактором Marvel был Шутер, считается одним из самых удачных в истории издательства.

Спад

Но дальше Marvel ждали трудные времена. Извечные конкуренты, а именно DC Comics, не дремали и выпустили сразу несколько комиксов и мини-сериалов («Хранители», «Возвращение Темного Рыцаря», «Кризис на Бесконечных Землях»), перезапустили «Супермена». Оставил Marvel и перешел в DC Comics Фрэнк Миллер. Таким образом, лидерство в индустрии комиксов в 1986 г. перешло к DC Comics. А Marvel была продана сначала New World Entertainment раз, а через три года еще раз ― уже MacAndrews and Forbes.

В 90-х годах XX в. издательству удастся еще раз «взлететь» благодаря серии комиксов про супергероев будущего «2099», но это будет взлет перед спадом. В 1992 г. из него уйдут лучшие сотрудники, а в 1996 г. оно объявит себя банкротом в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве, допускавшей реорганизацию. В 1997 г. будет образована новая корпорация ― Marvel Enterprises.

Новая жизнь Marvel: Ави Арад и Marvel Studios

Фактически от банкротства компанию спасет бизнесмен Ави Арад, владеющий компанией по производству игрушек, получивший контрольный пакет акций Marvel и исключительное право на выпуск игрушечных супергероев комиксов. Ави Арад станет продюсером едва ли не всех дальнейших экранизаций комиксов Marvel. Он, а также новый главный редактор Боб Харрас и издатель Билл Джемез вдохнут в Marvel новую жизнь.

В 1993 г. была образована Marvel Studios, которая выпускала мультисериалы по мотивам комиксов, пользовавшиеся популярностью у телезрителей. Это были, в частности, «Люди Икс» и «Человек-Паук».

Но на больших экранах фильмы Marvel появятся лишь несколько лет спустя. «Люди в черном» (1977), «Блэйд» (1998), «Непобедимый Человек-Паук» (1999), «Люди Икс» (2000) ― с ними студия Marvel вышла в мир большого кино.

Роли главных персонажей стали исполнять настоящие актеры. Так, роль профессора Ксавьера в «Людях Икс» сыграл британский актер Патрик Стюарт, а могущественного мутанта Магнето ― Иэн МакКеллен. Молодой актер Хью Джекман благодаря роли Росомахи завоевал мировую славу.

Почти все истории комиксов Marvel происходят в вымышленной Вселенной Marvel, на Земле-616. В 2000 г. был запущен импринт издательства Marvel Comics — Ultimat Marvel, под которым выходят комиксы с теми же, но переосмысленными персонажами, несколько отличающимися от первоначальных версий. И действуют они за пределами Вселенной Marvel, где обитали прежние герои. Вселенная Marvel ― лишь часть Мультивселенной, в которой находится множество Земель, где происходят разные истории с переосмысленными и, по сути, новыми героями.

Это было сделано для того, чтобы адаптировать прежних героев и старые истории под молодых зрителей.

11 сентября 2001 г. ― день страшной трагедии, произошедшей в Нью-Йорке. И Marvel не остается в стороне ― в одном из выпусков персонажи помогают пострадавшим людям, причем участие в разборке завалов принимают не только супергерои, но и злодеи. Устами героев Marvel обращается к жителям, призывая их не озлобляться и не отвечать ненавистью, потому что она в конечном итоге приведет к мировой войне, которая уничтожит планету.

«Железный человек» приносит успех

Marvel снова становится главным издателем комиксов, которые активно экранизируются, но права на экранизацию приходится продавать из-за нехватки собственных средств. Огромный успех Marvel приносит фильм «Железный человек», который вышел в 2008 г. и собрал в мировом прокате более 585 млн долларов.

Его главный герой Тони Старк и раньше появлялся в комиксах Marvel, но его роль не была прописана так ярко, чтобы привлечь к себе внимание. Было решено ее доработать и адаптировать для большого экрана, но сценаристы, которым это было предложено, отказывались. Своим появлением фильм «Железный человек» обязан режиссеру Джону Фавро, который с энтузиазмом взялся за дело. Роль Тони Старка ― супергероя-миллиардера была предложена актеру Роберту Дауни младшему. Он настолько удачно вписался в образ, что его герой стал суперпопулярным, а самого актера назвали новой голливудской звездой и секс-символом года. Фильм же включили в десятку лучших 2008 года.

Время Кевина Файги и Walt Disney Company

Еще один человек, чью роль в дальнейшем развитии Marvel трудно переоценить, ― это Кевин Файги, который стал продюсером экранизаций комиксов Marvel, а в 2007 г. ― главой Marvel Studios. Ему же принадлежит разработка концепции кинематографической Вселенной Marvel. А в 2011 г. он был назван одним из самых могущественных людей в мире кино.

В 2009 г. Marvel, обладающая огромным творческим потенциалом, заключила выгодную сделку с Walt DisneyCompany, обладающей значительными финансовыми возможностями, что открыло перед ней новые возможности. Сумма сделки составила более 4 млрд долл. А команда Marvel переехала из Нью-Йорка Манхеттена в Лос-Анджелес.

«Железный Человек 2» (2010) собрал в мировом прокате более 623 млн долл., «Железный Человек 3» (2013) ― более 1 млрд долл. и получил Оскара за лучшие визуальные эффекты. Фильм «Мстители» (2012) в мировом прокате собрал 1,5 млрд долл., став 5-м самым кассовым фильмом в истории. «Первый мститель: Другая война»― свыше 700 млн долл. и «Мстители: Эра Альтрона» ― свыше 1,4 млрд долл., заняв 7-е место среди самых кассовых фильмов.

Такова история Marvel Comics ― компании, которая прошла через финансовые трудности, творческие кризисы, пережила взлеты и падения и снова стала необычайно успешной. И эта история продолжается…

 

Трудно в современном мире отыскать человека, который не был бы знаком с продукцией компании Nestle и не обратил бы внимания на ее логотип ― гнездо на ветке с птицей, принесшей корм для двух птенцов, вытянувших навстречу ей свои маленькие клювики.

Но мало кому известно, что история этой компании насчитывает 150 лет, и первой продукцией, которую она выпустила, была детская смесь для питания младенцев ― заменитель грудного молока.Ныне компания Nestle ― огромная корпорация по производству продуктов питания, кормов для домашних питомцев, косметики и лекарственных средств с главным офисом в швейцарском городе Веве.

Истоки

Основатель компании ― швейцарский предприниматель Анри (Генри) Нестле, который, получив образование фармацевта, одолжил деньги у богатой родственницы, купил небольшое производство и занялся изготовлением ликеров, абсентов, уксуса, масла для ламп и пр. Женитьба и рождение ребенка натолкнули его на мысль поэкспериментировать с созданием детского питания путем разных комбинаций коровьего молока, сахара и пшеничной муки.

Его старания были вознаграждены: детская смесь спасла жизнь соседскому новорожденному ребенку, организм которого не воспринимал ни материнское, ни коровье, ни козье молоко. Это послужило мотивацией продолжать работать в этом направлении, тем более что в то время ― во второй половине 19 века ― много новорожденных погибало из-за недостаточного или неправильного питания.

Так в 1866 г. был создан инновационный продукт Farine Lactee Henri Nestle, или «Молочная мука Анри Нестле», а затем и компания по ее производству, носящая имя создателя детского питания. Уникальная формула обеспечивала организм новорожденных всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. В качестве торгового знака, который сейчас хорошо знаком всем, был выбран семейный герб ― гнездо с птицами («нестле» на швейцарском диалекте немецкого языка означает «маленькое гнездо»).

Уже через несколько лет детские смеси Nestle буквально покорили Европу, спасая малышей или просто облегчая жизнь их мамам.

Первое слияние двух компаний

В это же время два брата ― американцы Чарльз и Джордж Пейдж основали компанию под названием «Англо-швейцарская компания по производству сгущенного молока» и открыли в швейцарском городке Шам первую фабрику: Швейцария славится горными пастбищами, где пасутся коровы, дающие знаменитое швейцарское молоко. Свой продукт под маркой Milkmaid братья начали поставлять в европейские магазины. Они позиционировали его как прекрасную альтернативу свежему молоку, тем более что сгущенное молоко имело большое преимущество ― длительный срок хранения.

В Nestle восприняли эту компанию как своих конкурентов и, чтобы не утратить свои позиции на рынке, предприняли ответный ход ― вывели на рынок сгущенное молоко под своей торговой маркой.

Эти две компании начинают соперничать друг с другом в производстве детских смесей и сгущенного молока, наращивая производство и объемы продаж. Конкуренты Nestle выходят на американский рынок, но один из братьев умирает, а второй принимает решение объединиться с Nestle, что и произошло в 1905 году. Новая компания стала называться Nestle and Anglo-Swiss Milk Company («Nestle и Англо-швейцарская молочная компания»).

Новые рынки сбыта и война

Но до этого в Nestle произошло еще несколько важных для нее событий. В 1875 г. Генри Нестле продал компанию троим бизнесменам ― этот шаг позволил нанять больше квалифицированных работников и увеличить продажи. В этом же году друг Генри Нестле ― Даниэль Петер разработал рецепт молочного шоколада путем смешивания какао-порошка со сгущенным молоком, которое ему поставлял Генри, и основал компанию Peter & Kohler. Nestle же приобрела право на экспорт ее шоколадных изделий, которые покорили мировой рынок. Позже Peter & Kohler также войдет в состав Nestle.

В начале 20 века фабрики Nestle открываются в Великобритании, Германии, Италии, Испании и в США, а в 1907 г.― в Австралии. Чтобы обеспечить своей продукцией азиатский рынок, Nestle строит склады Бомбее, Гонконге и Сингапуре.

Первая мировая война внесла существенные коррективы в планы компании, основные производственные мощности которой располагались в Европе. Поскольку потребность населения в сухом и сгущенном молоке во время войны выросла и, кроме того, в большом объеме начали поступать правительственные заказы, в Европе наступил дефицит свежего молока. Чтобы исправить положение, руководство принимает решение купить несколько фабрик в Америке.

К концу войны в активе Nestle было 40 фабрик, а объем продаж увеличился вдвое.

Кризис и расширение ассортимента

Война закончилась, а в компании начался экономический кризис ― она стала нести убытки. Рынок уже не нуждался в таком количестве сгущенного и сухого молока. Кроме того, цены на сырье выросли, а курс валют резко упал.

Для выхода из сложной ситуации руководство пригласило известного банковского эксперта Луиса Даплеса, который вырулил ситуацию. Одним из его решений было расширить ассортимент продукции: в 20-х годах это был шоколад, ставший столь же популярным, как сгущенное молоко и детское питание Nestle, а в 1934 г. компания начала производить фирменный напиток с солодом под торговой маркой Milo, порошковую пасту для детей и молоко с солодом.

В 1938 г. Nestle наладила выпуск продукта, который стал поистине революционным, ― первого в мире растворимого кофе Nescafe.

Его предыстория такова: в 30-е годы 19 века Институт кофе в Бразилии пытался решить проблему создания новых продуктов из излишков кофейных запасов и обратился за помощью к компании Nestle. В течении восьми лет сотрудники компании работали над формулой растворимого кофе и разрабатывали технологию его производства, в результате чего и появился знаменитый напиток, быстро завоевавший популярность. Немалую роль в этом сыграло и то, что напиток прост в приготовлении ― его достаточно лишь растворить хоть в горячей, хоть в холодной воде. Он имеет длительный срок хранения и для его приготовления ни нужно приобретать ни кофемолку, ни кофеварку, ни турку.

Снова война…

В конце 30-х годов в Европе снова наступают тяжелые времена ― начинается Вторая мировая война. Как и многие другие компании, Nestle опять терпит убытки: за один только 39-й год ее прибыль уменьшается более чем в три раза ― с 20 до 6 млн долларов. Ее руководство предпринимает те же шаги по спасению бизнеса, что и во время Первой мировой воны ― открывает новые фабрики в развивающихся странах. И снова, как когда-то сгущенное молоко, ситуацию спасает растворимый кофе ― его в больших количествах закупают для американской армии, благодаря чему объемы производства и продаж увеличиваются, а компания становится лидером мирового кофейного бизнеса.

Новые стратегии

Послевоенные годы отмечаются бурным развитием компании. Этому способствует значительное расширение ассортимента продукции, в том числе и за счет объединения с другими компаниями. Например, в 1947 г. ― с компанией Alimentana S.A., производящей сухие супы и пищевые приправы Maggi. В 1950-м Nestle приобретает британскую компанию по производству консервированных продуктов Grosse & Blackwell, в 1963-м ― компанию Findus по производству и продаже замороженных продуктов, в 1971-м ― компанию Libby по производству и продаже фруктовых соков, в 1973-м ― выкупает контрольный пакет акций компании Stouffer, производящей и продающей замороженные продукты.

Ранее, в 1948 г. компания Nestle начала производить бутилированный холодный чай Nestea. А в 1966 г. ее сотрудники разработали технологию низкотемпературной сушки кофейных зерен и приступила к выпуску растворимого кофе под маркой Taster’s Choice.

Таким образом, политика Nestle по диверсификации продукции способствовала тому, что объемы ее продаж в 1974 г. увеличились в 4 раза.

Но руководство Nestle не собиралось почивать на лаврах: оно принимает решение осваивать другие рынки и покупает акции компании L’Oreal ― лидера на рынке косметики.

Однако несмотря на успешность внутренней политики, экономическое положение Nestle ухудшается. На него влияет цена на нефть и падение курса валют по отношению к швейцарскому франку. Руководство Nestle оперативно реагирует на новые условия и идет на риск, наращивая продажи на рынках Китая, Центральной и Восточной Европы и в развивающихся странах, где в то время была довольно нестабильная политическая и экономическая ситуация. Кроме того, Nestle приобретает контрольный пакет акций американской компании Alcon Laboratories, Inc ― производителя фармацевтической и офтальмологической продукции.

Стратегия компании в 1980–1984 гг. заключалась главным образом в избавлении от неприбыльных предприятий, а когда ее экономическое положение стабилизировалось, она стала приобретать стратегически выгодные. Так, в 1985 г. был подписан договор о покупке за 3 млрд долларов крупнейшей американской компании по производству продуктов питания Carnation и ее торговой марки Friskies.

В 1988 г. куплена британская компания Rowntree Mackintosh, специализирующаяся на кондитерских изделиях. В 97-м ― итальянская компания по производству минеральной воды San Pellegrino, в 98-м ― британская по производству кормов для домашних питомцев Spiller Petfoods и американская Ralston Purina, также занимающаяся изготовлением кормов для животных. Торговая же марка Findus в 1999 г. была продана. В это же время Nestle закрывает ряд предприятий по производству молотого кофе в США, и сосредоточивается на производстве элитной линейки Nescafe.

Благодаря покупке в 2005 г. греческой компании Delta Ice Cream, а в 2006 г. ― американской Dreyer’s Nestle становится мировым лидером по производству мороженого, контролируя почти 20% рынка этого продукта.

В следующем году компания покупает у транснациональной фармацевтической компании Novartis Internationalподразделение по изготовлению продуктов для искусственного вскармливания Medical Nutricia, а в 2007 г. ― Gerber, производящее детское питание.

Компания сегодня

К настоящему времени продукция корпорации Nestle завоевала 1,5% мирового рынка. В ее ассортименте ―свыше двух тысяч товарных знаков. Это молочная продукция и детское питание, растворимый кофе и шоколад, бульоны, минеральная вода и корма для животных, фармацевтическая продукция и косметика. Вряд ли можно найти человека, который бы хоть раз не покупал какой-либо продукт под торговой маркой Nesquik, Maggi, KitKat, Nescafe и др., принадлежащей Nestle.

Компании принадлежит более 400 фабрик едва ли не в ста странах мира, а годовой объем продаж в 2014 г. составил более 90 млрд швейцарских франков. Капитализация компании ― 230 млрд швейцарских франков, а чистая прибыль ― почти 15 млрд. Численность же сотрудников приближается к 350 тысячам.

На российский рынок Nestle вышла в 1995 г., и, кроме межнациональных брендов, она представлена местными: шоколад «Золотая марка», «Россия ― щедрая душа», каши «Быстров», мороженое «48 копеек», вода «Святой источник» и др.