Давай честно: никто не любит людей, которые жалуются, ноют и перекладывают вину на других. Даже деньги, счастье и успех. Они приходят к тем, кто верит в себя, знает, чего хочет и умеет достичь желаемого, умеет проявить силу и характер.
Разве не желают этого своим детям родители?
Лидер — это тот, кто управляет жизненными процессами. И самыми успешными становятся те, кто как раз берет на себя ответственность.
Ребенок-лидер — не тот, кто слушается и беспрекословно подчиняется родителям во всем. Эти категории не имеют отношения к лидерству, личность нельзя выдрессировать.
Беспрекословность и абсолютное послушание — качества «удобного» ребенка и, скорее всего, несчастного взрослого в будущем.
Это не обязательно отличник в школе и не чемпион в своей категории по дзюдо.
Это ребенок, с раннего возраста принимающий решения. Который не боится проявлять инициативу и нести за нее ответственность.
Он способен зажечь огонь в глазах своих сверстников и создавать условия для инициативы окружающих.
Чтобы вырастить лидера в ребенке, его нужно научить как минимум двум вещам: проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Но не только. Я собрал 5 главных и работающих решений в воспитании ребенка уверенным и самостоятельным.
Дети всегда в определенном возрасте начинают проявлять интерес к определенным процессам. Но только не всегда родители реагируют верно – это не бери, то опасно, это не трогай, все равно не получится. И вот тут вопрос к родителям.
Хотите знать, как воспитать лидера в ребенке почти наверняка? Не рубите на корню его инициативу, не ругайте, даже если он сделал что-то не так, он ведь сделал!
Чтобы развить в ребенке лидерские качества, обязательно нужно поддерживать его инициативу.
Она проявляется сначала в мелочах. Например, решил выгулять сам собаку, подмести полы, помыть посуду. Похвали его! За то, что он молодец, решил помочь.
И предложи сделать это, например, вместе. Раздели инициативу, чтобы собака ни с кем не сцепилась во время прогулки, а «полы» и «посуда» не затопили соседей.
Любые попытки проявления самостоятельности нужно поощрять. Это залог того, что в будущем ребенок не будет боятся быть ответственным.
Если результат не удался, полы с разводами, а собака потерялась без твоего участия — поддержали импульс — и только потом делаем выводы из результата, даем инструкции и подсказки.
Дети, за которых родители решают все, становятся безинициативными исполнителями среднего звена и живут по чужим жизненным сценариям.
Интересуйся его мнением, предлагай выбор, рассказывай о его последствиях и позволяй ребенку оценить их стратегически, до того как он примет решение.
Проявив инициативу, совершив какое-то действие/выбор/приняв решение, мы несем за него ответственность. Это необходимая составляющая. Ребенок-лидер что-то делает – затем наступает ответственность. То есть справляться с последствиями.
Принимать последствия своих решений тоже нужно уметь с детства, а они могут быть как позитивными, так и негативными.
Нужно объяснять, что можно пойти выгуливать собаку без поводка, но тогда она может убежать или потеряться. Можно купить сейчас мороженное, но тогда вечером на десерт уже его не получишь.
В любом возрасте у малыша может и должна быть своя маленькая, но зона ответственности.
Исправлять ошибки — тоже ответственность. Но делать это ребенок должен сам. Можно ему помочь, направить, рассказать, как он может в следующий раз поступить.
Например, помогать маме по хозяйству (лепить вареники вместе, развешивать или сортировать белье и т.д.), следить за чистотой в клетке попугая, кормить рыбку, поливать цветы.
Чем старше — тем ответственнее обязанность можно поручить.
Умение распоряжаться собственным временем — то, чем идеально владеют все успешные люди.
Планирование и самодисциплина — навыки успешных людей, которые можно развивать с детстве. И начинается это с простых вещей: режим дня, сон и подъем, завтраки, обеды и ужины, физическая активность, запланированные занятия.
Это не значит, что ребенка нужно впихнуть во всевозможные кружки. Пусть делает то, что ему интересно, просто все в свое время и с удовольствием.
Почему женщина заигрывается в роль мамочки настолько, что забывает о себе и о муже и как это портит будущее детей?
Подробно рассказываю на моем бесплатном онлайн-курсе. 5 дней, 3 тренера и главные правила жизни пар, чьи дети вырастают счастливыми.
Можете вместе с малышом с учетом его пожеланий составить распорядок дня. Но есть важный момент: родителям нужно жить по тем же правилам.
Их ребенок будет впитывать как губка, и если у родителя сегодня одно, а завтра другое, тут он обещает, а там не делает — дети вырастают в абсолютном диссонансе.
Начиная с 11-12 лет можно уже ставить цели и планировать их. Красивый органайзер и веселая канцелярия только мотивируют делать записи и планировать. В этом есть еще элемент творчества и игры.
Этот навык формирует также целеустремленность и настойчивость. Есть цель – будут и шаги, как ее достичь. Только не стоит делать за ребенка то, что у него не получается. Это медвежья услуга.
Только экологично преодолевая препятствия, ребенок узнает, что такое стойкость и сила духа. А это тоже качества лидера. Родители могут помогать, направлять, но справляться должен сам.
Фитнес, плавание, танцы, гимнастика, единоборства что угодно — но обязательно и умеренно. И взрослым, и детям. Я сейчас говорю не о профессиональном спорте совсем.
Там ребенка больше «дрессируют», чем просто воспитывают, в рамках жесткой конкуренции, режимности, боли и обостренного эго — это уже совсем другая история о других детях и родителях.
Говорите с ребенком, наблюдайте за тем, к какой активности он проявляет интерес и предложите заниматься.
«Человечный» спорт, какой бы вы ни выбрали, развивает в ребенке массу полезных качеств:
Кроме того, доказано, что занятия спортом положительно влияют на умственные способности человека, укрепляют иммунитет, позволяют сбросить ненужное напряжение.
Именно поэтому гиперактивных детей привлекают к спорту. Они учаться вкладывать и реализовать энергию.
Еще один важный навык, который приобретают дети в «человечном» спорте — адекватные отношения с собственным эго. Они получают умение не делать трагедии из поражения, но и не делать из победы самоцель, на пути к которой можно себя закопать.
«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», — это английская пословица. Все просто и понятно и я согласен.
Согласись, глупо рассказывать о вреде курения сыну, если на его глазах 16 лет курят папа, мама и тетя Света. Все, чему хочешь культивировать в себе — это закон.
Не последнюю роль играют семейные традиции, отношения личные и финансовые и распределение обязанностей между родителями.
Если отец — достойный сильный мужчина, сын будет ему подражать подсознательно.
Если мать умеет быть гибкой, чуткой, при этом самодостаточной и уважающей себя – дочь будет это считывать. Согласна? Поделись своим мнением в комментариях.
Кем бы ты не хотела воспитать ребенка, придется начать с себя.
Сфокусируйся не на том, каким должен быть ребенок, а на том, какими должны быть ты и его отец. Как вы себя ведете, какие ценности исповедуете, какая атмосфера в семье в целом, чему вы соответствуете?
Правильное общение с ребенком в детстве сэкономит ему уйму денег на походы к психологам и психотерапевтам в будущем и даже продлит жизнь.
Важно выдерживать баланс свободы личности человека, даже маленького и контроля со стороны родителей.
К сожалению, часто именно такая ассоциация у многих родителей. Свой малыш всегда самый лучший и любимый. Это понятно, но качества лидера так не воспитывают.
Баловать ребенка, позволять все и подавать на блюдечке по первой истерике и без нее — не вариант.
Хочешь развития? Регулируй «хотелки», только без ущерба психике и самомнению ребенка. Учись аргументировать отказы, мотивировать и говорить с ребенком.
Только так можно воспитать сильный характер, умение справляться с трудностями.
Например, Билл Гейтс запрещал детям смотреть телевизор более двух часов, а Стив Джобс не разрешал в своей семье пользоваться гаджетами слишком долго, особенно на выходных.
Поправка деструктивную критику. Если и критикуешь — то ни в коем случае не самого ребенка, а его действия и поступки. Чтобы у него формировалась позитивная картина мира, что он молодец. А некоторые поступки не совсем верные.
Разбил случайно мамину любимую вазу — что ж, в следующий раз будь аккуратнее, пожалуйста.
Не получилось собрать сложный пазл или решить головоломку, выучить длинное стихотворение — нужно переключить внимание, а потом вернуться и закончить дело.
Вера в ребенка творит чудеса. Именно это — принятие и безусловная любовь к ребенку, вера в него — основа его уверенности в себе и в будущем. Да, лидер может быть скромным, но неуверенным и закомплексованным — никогда.
Радуйся маленьким и большим успехам детей как своим собственным. Но если хвалишь — лучше предметно и по поводу. Иначе — читай предыдущий пункт.
Я уже писал, что воспитывать сына нужно как мужчину, а девочку — как женщину. И хотя лидером может стать любой, девочке все же нужно больше заботы, внимания, а мальчику — доверия и восхищения.
Женское лидерство — это не «все сама» и жизнь ВДВ. Это умение вдохновлять, мудрость, гибкость и умение влиять на других, не подавляя их.
Стиль общения с ребенком должен соответствовать его возрасту: чем он старше, тем более серьезные решения может принимать.